Lada Sputnik — пятидверный переднеприводный хэтчбек. Разработан и серийно выпускался на Волжском автомобильном заводе с 1987 по 2004 год. Собирается на Украине (с двигателем 1600 куб.см.). При сложенном заднем сиденье машина трансформируется в грузопассажирский вариант, подобный универсалу.



Ранее «Спутник» оснащался рядными четырехцилиндровыми восьмиклапанными карбюраторными бензиновыми двигателями объёмом 1100, 1300 и 1500 куб.см. С 1994 года на эти машины стали устанавливаться 4-цилиндровые 8-клапанные бензиновые двигатели ВАЗ-2111 1500 куб.см. с распределенным впрыском топлива. Особенность 8-клапанного двигателя 1,5 литра — при обрыве ремня ГРМ поршни не достают до клапанов. На некоторые автомобили устанавливали роторно-поршневой двигатель ВАЗ-415, имевший большую мощность (140 л.с.), но малый ресурс.

Автомобиль неоднократно подвергался рестайлингу: «низкую» панель приборов сменила «высокая», а затем «европанель».

С 1990 года с конвейера сошла обновленная модификация «девятки» ВАЗ-21093. Модернизация, в первую очередь, коснулась кузова. Автомобиль получил короткое крыло, а так же изменения некоторых деталей передка и радиатора. Это было сделано в связи с унификацией модели с седаном ВАЗ-21099. С начала девяностых годов стали выпускаться автомобили в комплектации «Люкс». Они комплектовались более современной приборной панелью с тахометром и маршрутным компьютером. Также появилась новая модель двигателя с системой распределенного впрыска топлива. Помимо этого, некоторые автомобили выходили с конвейера с предустановленной противоугонной системой, электроблокировкой дверей и электрическими стеклоподъемниками. Также менялся внешний вид облицовки задних боковых стекол, рулевое колесо и др.

Очевидные достоинства и преимущества автомобиля характерны для всех моделей семейства «Спутник»/«Самара»: высокие динамичные и скоростные качества, хорошая управляемость и устойчивость на различных типах дорог, крепкие бампера. Существуют и существенные недостатки: худшая, по сравнению с «классикой», проходимость, уязвимость картера двигателя и маслофильтра, снижение ремонтнопригодности относительно предыдущих моделей ВАЗ, дребезжащая отделка салона из дешевого жесткого пластика, плохая эргономика педального узла, и др.

Благодаря компоновке с поперечным расположением силового агрегата и передними ведущими колесами этот автомобиль стал компактнее и легче классических «Жигулей». Кроме того, более эффективно используется пространство в автомобиле, повышены курсовая устойчивость и проходимость машины по дорогам со скользким покрытием, исключены заносы из-за пробуксовки колес, обеспечен относительно высокий уровень пассивной безопасности при лобовом ударе.

По сравнению с прежними (заднеприводными) моделями ВАЗ, салон «Спутника» на 60 мм длиннее (хотя габаритная длина автомобиля сократилась на 120 мм), уменьшились размеры туннеля на полу в результате перехода на новую компоновочную схему. Габариты (не считая высоты) не изменилась, однако благодаря гнутым боковым стеклам ощутимо увеличилась внутренняя ширина салона на уровне плеч. Снижение высоты кузова привело к некоторому снижению удобства посадки в автомобиль, а педальный узел оказался не очень удобным из-за слишком сильно сближенных друг с другом педалей. Багажный отсек отделен от салона складывающейся полкой, которая поднимается при открывании двери задка. Для перевозки более крупного груза задние сидения могут быть сложены.

Система отопления и вентиляции обеспечивает подачу воздуха одновременно в несколько точек салона и обеспечивает равномерный прогрев всего объема салона и стекол. Существенно повлияли на улучшение комфорта передние анатомические сидения с подголовниками. При продольном перемещении сидения подушка одновременно приподнимается и поворачивается относительно горизонтали. Взаимное расположение рычагов, кнопок, педалей, руля, приборов подчинено созданию наибольших удобств для управления. В целом улучшена обзорность и снижен по сравнению с ВАЗ-2105 уровень шума в салоне — на 7 дБ (А). Улучшенная аэродинамика позволила снизить расход топлива «Спутника» и уровень аэродинамических шумов.

Автомобиль требует меньше корректирующих движений рулем, позволяет быстрее и безопаснее преодолевать повороты, особенно на скользких дорогах. Общее уменьшение массы ВАЗ-2109 обеспечивается применением более рациональной компоновочной схемы и широким использованием алюминия — для радиатора и других деталей, а также пластических масс (около 80 кг). Сократились потери, связанные с сопротивлением воздуха, и расход топлива. Система встроенных датчиков сигнализирует о падении уровня тормозной жидкости, опасном износе тормозных накладок, затянутом стояночном тормозе, падении давления масла, разрядке аккумулятора. Избранная для кузова силовая схема обеспечивает сохранение жизненного пространства салона при ударах спереди, сзади, с боков и в то же время гасит энергию ударов на уровне, приемлимом для середины 1980-х годов.

В числе мер антикоррозионной защиты — более стойкая грунтовка панелей перед окраской, специальная обработка закрытых полостей, нанесение защитной пленки из эпоксидного состава при окончательной обработке кузова. Тем не менее, коррозионная стойоксть кузова не может быть признана удовлетворительной по сравнению с иностранными образцами.

Внешний вид автомобиля своеобразен благодаря клинообразной («зубило») форме двухобъемного кузова с гнутыми боковыми стеклами и минимальному количеству хромированных декоративных элементов. Для ВАЗ-2109 характерны большие углы наклона лобового и заднего стекол, ярко выраженные отформованные кромки колесных проемов, блокфары, наружная поверхность которых как бы вливается в формообразующую поверхность кузова. По сравнению с зарубежными аналогами, отмечается меньшая высота кузова, придающая ему большую спортивность в ущерб комфортабельности и удоству посадки.

ВАЗ-2109 имеет по две двери с каждой стороны, что облегчает посадку и выход пассажиров по сравнению с двухдверной версией; разделяющая двери центральная стойка кузова смещена вперед, благодаря чему увеличилось расстояние между стойкой и подушкой заднего сидения; изменилось также положение верхних точек крепления ремней безопасности и они меньше стесняют при поездке.

Для ВАЗ-2109 и его модификаций освоено производство бензобаков из пластмассы. Не уступая в прочности металлическим, пластиковые емкости легче, более технологичны и безопасны. При возникновении пожара металлический бензобак, как правило, взрывается. Пластиковый же загорается, вспучивается, прогорает и т.д., но взрыва как правило не вызывает.

Модификации

  • ВАЗ-21090 - карбюраторный двигатель 1,3 л (65 л.с.)
  • ВАЗ-21091- карбюраторный двигатель 1,1 л (72 л.с.)
  • ВАЗ-21093 – карбюраторный двигатель 1,5 л. В модельном ряду АО «АВТОВАЗ» 2001-2002 гг. представлены модификации ВАЗ-21093 с карбюраторным и впрысковым двигателем (ВАЗ-21093i).
  • ВАЗ 21093-22 – Финский вариант ВАЗ 21093, изготовленный специально для этой страны. Отличается улучшенной отделкой салона, наличием системы распределенного впрыска топлива, предустановленными «литыми» дисками и новой торпедо. На базе именно этой модификации АО «АВВА», АО «АвтоВАЗ», АО «Валмет» начали выпуск автомобиля «Евро-Самара» в 1996 году в Финляндии из базовых укрупненных узлов поставляемых из Тольятти.
  • ВАЗ 2109-90 – с компактным двухсекционным 654-кубовым роторно-поршневым двигателем Ванкеля.
  • ВАЗ-21096 – модель аналогичная ВАЗ 2109, но с правосторонним расположением рулевой колонки. Соответственно изменено расположение педалей управления и вакуумного усилителя тормозов. Изменен алгоритм движения дворников ветрового стекла. Они двигаются слева направо, что обусловлено ‘зеркальным’ механизмом привода дворников.
  • ВАЗ 21097 - модель аналогичная ВАЗ 21091, но с правосторонним расположением рулевой колонки. Соответственно изменено расположение педалей управления и вакуумного усилителя тормозов. Изменен алгоритм движения дворников ветрового стекла. Они двигаются слева направо, что обусловлено ‘зеркальным’ механизмом привода дворников.
  • ВАЗ 21098 - модель аналогичная ВАЗ 21093, но с правосторонним расположением рулевой колонки. Соответственно изменено расположение педалей управления и вакуумного усилителя тормозов. Изменен алгоритм движения дворников ветрового стекла. Они двигаются слева направо, что обусловлено ‘зеркальным’ механизмом привода дворников.
  • ВАЗ-21099 – седан, трехобъемная ВАЗ 2109 с удлиненным на 200мм задним свесом. На экспорт именовалась Samara Forma. Реэкспортные модели оборудованы катализатором, системами впрыска топлива.


Габаритные размеры


Компановка ВАЗ-2109

1. Передний бампер; 2. Блок-фара;3. Аккумуляторная батарея;4. Радиатор системы охлаждения;5. Заборник холодного воздуха;6. Двигатель;7. Бачок для жидкости омывателя стекол;8. Воздушный фильтр;9. Внутреннее зеркало заднего вида;10. Противосолнечный козырек;11. Плафон освещения салона;12. Упор двери задка;13. Очиститель заднего стекла;14. Складная полка;15. Запасное колесо;16. Задний фонарь;17. Задний бампер;18. Основной глушитель;19. Амортизатор задней подвески;20. Задний тормоз;21. Балка задней подвески;22. Топливный бак;23. Дополнительный глушитель;24. Наружное зеркало заднего вида;25. Боковой указатель поворота;26. Рулевой механизм;27. Передний тормоз;28. Телескопическая стойка передней подвески.


Технические характеристики

Показатель ВАЗ–2109 ВАЗ–21091 ВАЗ-21093-20iВАЗ–21093
Общие данные
Число мест5
Число мест при сложенном заднем сиденье
2
Полезная масса, кг
425
Масса перевозимого груза, кг:
при одном пассажире
275
при четырех пассажирах
50
Снаряженная масса автомобиля, кг
945
Радиус поворота по следу внешнего колеса, м
5,2
Максимальная скорость, км/ч148140156156
Время разгона с места с водителем и пассажиром до 100 км/ч, c1617
12,5
13
Тормозной путь автомобиля с полной массой со скорости 80 км/ч на горизонтальном участке сухого ровного асфальтированного шоссе, м, не более:
при использовании рабочей тормозной системы38
при аварийном срабатывании (только одного из контуров)85
Двигатель
Модель210821081ВАЗ-2111-8021083
ТипЧетырехтактный бензиновый карбюраторный
Число и расположение цилиндров4 в ряд
Диаметр цилиндра x ход поршня, мм76×7176×60,682х7182×71
Рабочий объем, л1,31,11,51,5
Степень сжатия9,99,09,9
Номинальная мощность при частоте вращения коленчатого вала 5550 мин–1(у двигателя мод. 21081 при 5500 мин–1.) по ГОСТ 14846–81 (нетто), кВт (л.с.)46,6 (63,4)39,9 (54,3)51,5(70)51,5 (70,0)
Максимальный крутящий момент по ГОСТ 14846–81 (нетто) и по ISO1585–82, Н·м (кгс·м)94,8 (9,66)77,9 (7,94)106,4 (10,85)
Частота вращения коленчатого вала при максимальном крутящем моменте, мин–1340036003400
Порядок работы цилиндров1–3–4–2
Трансмиссия
Сцеплениеоднодисковое, сухое с центральной диафрагменной пружиной
Привод выключения сцеплениятросовый беззазорный
Коробка передачмеханическая, 4- или 5-ступенчатая, с синхронизаторами

на всех передачах переднего хода. Главная передача цилиндрическая, косозубая. Дифференциал конический, двухсателлитный

Передаточные числа (четырехступенчатая коробка передач имеет такие же передаточные числа, но без пятой передачи):
1-я передача3,636
2-я передача1,95
3-я передача1,357
4-я передача0,941
5-я передача0,784
задний ход3,53
главная передача3,94,133,7 или 3,9
Привод передних колеснаружный и внутренний шарниры равных угловых скоростей, соединенные валами
Ходовая часть
Передняя подвесканезависимая, с телескопическими гидравлическими

амортизаторными стойками, с витыми цилиндрическими пружинами, нижними поперечными рычагами с растяжками

и стабилизатором поперечной устойчивости (Мак Ферсон)

Задняя подвескас витыми цилиндрическими пружинами, гидравлическими амортизаторами двухстороннего действия и продольными рычагами, упруго соединенными поперечной балкой
Колесадисковые, штампованные
Размер обода4 1/2–13, или 4 1/2–13H2 (для бескамерных шин), или 5J–13H2 (для бескамерных шин)
Шинырадиальные, камерные или бескамерные
Размер шин165/70 R13 (165/70 SR13 — импортные), 175/70 R13, 185/70 R13
Рулевое управление
Тип рулевого управлениятравмобезопасный
Рулевой механизмшестерня—рейка
Рулевой приводдве тяги с резинометаллическими шарнирами со стороны рулевого механизма и шаровыми шарнирами со стороны поворотных рычагов
Тормозная система
Рабочая тормозная система:
передний тормозной механизмдисковый, с подвижным суппортом и автоматической регулировкой зазора между диском и колодками
задний тормозной механизмбарабанный, с самоустанавливающимися колодками и автоматической регулировкой зазора между колодками и барабаном
Тормозной приводгидравлический, двухконтурный, с диагональным разделением контуров, с вакуумным усилителем и регулятором давления
Электрооборудование
Схема электрооборудованияоднопроводная, отрицательный полюс источников питания соединен с "массой”. Номинальное напряжение 12 В
Аккумуляторная батарея6СТ–55А емкостью 55 А·ч
Генератор37.3701 переменного тока, с встроенным выпрямителем

и электронным регулятором напряжения

Стартер29.3708 дистанционного управления, с электромагнитным включением и муфтой свободного хода
Кузов
Модель2109, 21093
Типпятидверный, хэтчбек

Код модельного года выпуска автомобиля

Расшифровка идентификационного номера (XTA210930Y2696785):

первые три буквы (XTA) – индекс производителя:

1 – географическая зона (Х – Европа);

2 – страна (Т – Россия);

3 – завод-изготовитель (А – АО "АВТОВАЗ”);

шесть следующих цифр (210930) — модель автомобиля;

буква латинского алфавита (Y) — код модельного года выпуска автомобиля (см. табл.);

последние семь цифр (2696785) — номер кузова.

КодДата выпуска
A01.07.1979–30.06.1980
B01.07.1980–30.06.1981
C01.07.1981–30.06.1982
D01.07.1982–30.06.1983
E01.07.1983–30.06.1984
F01.07.1984–30.06.1985
G01.07.1985–30.06.1986
H01.07.1986–30.06.1987
J01.07.1987–30.06.1988
K01.07.1988–30.06.1989
L01.07.1989–30.06.1990
M01.07.1990–30.06.1991
N01.07.1991–30.06.1992
P01.07.1992–30.06.1993
R01.07.1993–30.06.1994
S01.07.1994–30.06.1995
T01.07.1995–30.06.1996
V01.07.1996–30.06.1997
W01.07.1997–30.06.1998
X01.07.1998–30.06.1999
Y01.07.1999–30.06.2000
101.07.2000–30.06.2001
201.07.2001–30.06.2002
301.07.2002–30.06.2003
401.07.2003–30.06.2004
501.07.2004–30.06.2005
601.07.2005–30.06.2006
701.07.2006–30.06.2007
801.07.2007–30.06.2008
901.07.2008–30.06.2009
A01.07.2009–30.06.2010


Интерьер ВАЗ-2109