ВАЗ-2102 представляет собой модификацию ВАЗ-2101с кузовом универсал. Выпускался Волжским автомобильным заводом с 1971 по 1984 годы. На машину устанавливали три двигателя: ВАЗ-2101, ВАЗ-21011 (модель ВАЗ-21021) и ВАЗ-2103 (модель ВАЗ-21023) рабочими объемами 1,2, 1,3 и 1,5 л соответственно.

Экспортное наименование ВАЗ 2102: – Lada 1200 Kombi/1300 Kombi.

Новая модель была во многом унифицирована с базовым седаном ВАЗ-2101. Приборная панель и рабочее место водителя идентичны таковым у ВАЗ-2101. Кромка двери багажника доведена до бампера и находится вровень с уровнем пола, что упрощает операции по погрузке и разгрузке. Сплошное заднее сиденье раскладываемое, что позволяет получить горизонтальную грузовую площадку. Номерной знак находится на задней двери, задние фонари расположены вертикально. Технический уровень универсалов в то время отличала слабая герметизация салона от пыли со стороны задней двери и паров бензина через горловину бензобака. Для большего по массе грузопассажирского ВАЗ-2102 пружины подвески и амортизаторы были дополнительно усилены, что позволило сохранить грузоподъемность в 250 кг с двумя пассажирами (или 60 кг с пятью пассажирами) притом, что собственная масса автомобиля в сравнении с седаном ВАЗ-2101 возросла на 55 кг.

Автомобиль оснащался бензиновым двигателем мощностью 64 л. с., работающим на бензине АИ-93. Вследствие увеличившейся нагрузки на двигатель и сцепление передаточное число главной пары увеличили с 3,9 до 4,4, применив так называемую грузовую шестерню.

В 1978 году был начат выпуск модификации ВАЗ-21021 с четырехцилиндровым 69-сильным двигателем ВАЗ-21011. Она предназначалась преимущественно для экспорта, так же как и ВАЗ-21023 с карбюраторным двигателем ВАЗ-2103 мощностью 71 л.с. В экспортном исполнении автомобиль ВАЗ-2102 оборудовали стеклоочистителем и смывателем стекла задней грузовой двери, сиденьями от ВАЗ-2106 с подголовниками.

В дальнейшем завод провел следующую модернизацию автомобилей:

  • до 1977 года на генераторах отрицательные диоды были запрессованы в крышку;
  • в 1983-м проведены изменения электрической части;
  • карбюраторы 2101 модернизировали в 1974-м и выпускали до 1976 года, третьей серии (2101-1107010-03) -с 1976 no 1978 год. С 1979 года на машины монтировали новые карбюраторы серии 2106.
  • В 1980 году проведена модернизация модельного ряда: начали устанавливать новый распределитель зажигания типа 30.3706-01, 2-литровый бачок омывателя стекла и ножное включение смывателя на всех моделях, как на ВАЗ-21011.
  • В период с 1982 по 1984 год вместе с рычагом привода клапанов распределительные валы азотировали для обеспечения повышенной коррозионной стойкости, износостойкости и сопротивления знакопеременным нагрузкам. Проблему быстрого износа респредвалов решили только с переходом к технологии с отбеливанием кулачков, что и закрыло тему жуткого дефицита этой детали в конце 1970-х – первой половине 1980 годов. Отличие таких распредвалов – шестигранный поясок между третьим и четвертым кулачками.
  • С 1983 года у части выпускаемых автомобилей ВАЗ-21023 электрооборудование передней части автомобиля выполняли по схеме седана ВАЗ-21013. С учетом западной тенденции с 1986 года устанавливали топливные баки без сливных пробок.

Модификации

МодификацияДвигательМакс.мощность,

л.с.

Рабочий объем,

куб.см

Панель приборовРасположение руля
2102
2101
58,7
1198
2101
Слева
21021-01
21011
63,6
1290
2103
Слева
21021-02
21011
63,6
1290
21011
Слева
21022
2101
58,7
1198
2101
Справа
21023
2103
70
1450
2103
Слева
21024
21011
63,6
1290
21011
Справа
21026
2103
70
1450
2103
Справа
  • ВАЗ-2102 (1971-1985 ) — двигатель 1,2 л. Унифицированная модель ВАЗ2101 с кузовом универсал
  • ВАЗ-21021(1978-.) — двигатель 1,3. Внешне полностью идентична ВАЗ-2102, но с двигателем ВАЗ-21011
  • ВАЗ-21021-01 (.-.) — двигатель 1,3 л. Идентична ВАЗ-2102, но с двигателем ВАЗ-21011 и панелью приборов ВАЗ-2103
  • ВАЗ-21021-02(.-.) — двигатель 1,3 л. Идентична ВАЗ-2102, но с двигателем ВАЗ-21011 и панелью приборов ВАЗ-21011.
  • ВАЗ-21022 (.-.) — двигатель 1,2 л. Экспортный вариант ВАЗ-2102 с правым расположением рулевого колеса.
  • ВАЗ-21023 (1972-1983) — двигатель 1,5 л. Модель ВАЗ-21023 внешне полностью идентична ВАЗ-2102, но с двигателем ВАЗ-2103
  • ВАЗ-21024 (.-.) — двигатель 1,3 л. Модель Экспортный вариант ВАЗ-21021 с правым расположением рулевого колеса.
  • ВАЗ-21026 (.-.) — двигатель 1,5 л. Экспортный вариант ВАЗ-21023 с правым расположением рулевого колеса.

Технические характеристики

Основные габаритные размеры автомобиля ВАЗ-2102 (* высота без нагрузки)

Параметры
Модель автомобиля ВАЗ
2102
21021
21023
Общие данные
Количество мест , включая место водителя5 или 2
Грузоподъемность , кг430
Масса снаряженного автомобиля , кг1010
Масса , приходящаяся на переднюю ось , кг :
снаряженного автомобиля520
полная630* или 575*
Масса , приходящаяся на заднюю ось , кг :
снаряженного автомобиля490
полная810*или 865
Просвет автомобиля при полной нагрузке и нормальном давлении в шинах , мм :
до поперечины передней подвески175
до балки заднего моста170
Наименьший радиус поворота ( по оси следа переднего внешнего колеса ), м5,6
Максимальная скорость движения на высшей передаче , км / ч :
при полной массе автомобиля135138145
с водителем и одним пассажиром137140147
Время разгона автомобиля с места с переключением пе­ редач до скорости 100 км / ч , с :
при полной массе автомобиля252119
с водителем и одним пассажиром231917
Максимальный подъем при протяженности не менее двойной длины автомобиля , преодолеваемый без разгона при полной массе автомобиля , %323234
Тормозной путь при полной массе автомобиля со скоро­сти 80 км / ч , м43.243.243,2
Двигатель
Модель двигателя :2101210112103
Диаметр цилиндра и ход поршня , мм :76×6679×6676×80
Рабочий объем , л :1.21.31.45
Степень сжатия8.58.58.5
Номинальная мощность по ГОСТ 14846 ( нетто ) при часто­те вращения коленчатого вала 5600 мин ” 1 , л . с .58,763,771.1
Максимальный крутящий момент по ГОСТ 14846 ( нетто ) при частоте вращения коленчатого вала 3400 мин * 1 , кгс – м8.79,410,6
Порядок работы цилиндров1 -3-4-2
Трансмиссия
СцеплениеОднодисковое с центральной нажимной пружиной
Коробка передачмеханическая , трехходовая , четырехступенчатая
передаточные числа :
первая3,75
вторая2,30
третья1,49
четвертая1,0
задний ход3,87
Карданная передачадва вала с промежуточной эластичной опорой , соединяются с коробкой передач эластичной муфтой . Два жестких карданных шарнира на концах заднего вала имеют игольчатые подшипники
Главная передачаконическая , гипоидная
передаточное число4,444,1
Ходовая часть
Подвеска передних колеснезависимая , на поперечных рычагах , с цилиндрическими пружинами , телескопическими гидравлическими амортизаторами и стабилизатором поперечной устойчивости
Подвеска задних колесзависимая , жесткая балка , связанная с кузовом одной поперечной и четырьмя продольными штангами , с цилиндрическими пружинами и с гидравлическими телескопическими амортизаторами
колесадисковые штампованные
размер обода1270-330(50-13)
Шины :
камерные диагональные6,45-13(165-330)
камерные радиальные165/80 R 13
Рулевое управление
Редуктор рулевого механизмаглобоидальный червяк с двухгребневым роликом
передаточное число164
Рулевой приводтрехзвенный , состоит из одной средней и двух боковых симметричных тяг . сошки , маятникового рычага и поворотных рычагов
Тормоза
Рабочие тормоза :
передниедисковые
задниебарабанные с самоцентрирующимися колодками и регулятором давления задних тормозов
П ривод рабочих тормозовножной гидравлический , двухконтурный
Стояночный тормозручной , с тросовым приводом на колодки задних тормозов
Электрооборудование
Система электрооборудованияодно про водная , отрицательный полюс источников питания соединен с массой
Номинальное напряжение , В12
Аккумуляторная батарея6 СТ -55. емкость 55 А . ч при 20- часовом режиме разряда
ГенераторГ -221, переменного тока со встроенным выпрямителем , ток отдачи 42 А при 5000 мин -´
СтартерСТ-221, с электромагнитным тяговым реле и муфтой свободного хода
Свечи зажиганияА17ДВ
Кузов
Тип кузоваУниверсал, цельнометаллический, несущий