автомобилей на передний привод. На ВАЗе тоже начали задумываться о переднем приводе. Специалисты ФИАТ сотрудничать с нами по новому переднеприводному автомобилю отказались.
31 декабря 1978 года был собран первый опытный образец автомобиля ВАЗ-2108.В новинку было все: переднеприводная компоновка, кузов хэтчбек, поперечное расположение двигателя, независимая подвеска всех колёс, передние дисковые тормоза с плавающей скобой,бесконтактная система зажигания, передняя подвеска типа McPherson, реечное рулевое управление, тросовый привод сцепления, пластмассовые энергопоглощающие бамперы, двери и капот из алюминия.
тогда уже министром автомобильной промышленности СССР. И в разговоре отметил,
что немецкое государство причинило много бед Советскому Союзу, развязав вторую мировую войну, и что это необходимо каким-то образом компенсировать. В качестве консультанта по технологии ФИАТ предложил свою дочернюю фирму UTS.
Позднее к разработке проекта подключились и другие фирмы, с которыми были заключены лицензионные соглашения по шасси: Lucas (Англия) – дисковый тормоз, вакуумный усилитель тормозов; Zahnradfabrik (Германия) – реечный рулевой механизм, синхронизаторы коробки передач; Automotiv Prodax – сцепление; Wayassauto –
стойки передней подвески; Hardy Spicer (Англия) – шарниры равных угловых скоростей. Чуть позже было заключено соглашение по балке задней подвески с ф.Volkswagen.
В 1981 году появились новые прототипы автомобилей 2108. Эта серия уже называлась «серией 100» (по правилам, принятым на «Порше»).
Благодаря интенсивной и чётко налаженной работе удалось уже в конце 1984 года собрать первую опытно-промышленную партию автомобилей ВАЗ-2108.
Автомобиль ВАЗ-2108 – это эпохальное событие не только для Волжского автозавода, но и для отечественных автолюбителей. Предложено было именовать ее на внутреннем рынке -»Спутником», но название не прижилось и в конце концов утвердилось экспортное – «Самара». Модель ВАЗ-2108 Спутник/Lada Samara положила начало массовому выпуску в стране переднеприводных легковых автомобилей. Автомобиль получился, конечно, более надежный в управлении, безопасный и экономичный по сравнению с классическими «Жигулями». Коррозионная стойкость кузова также стала объективно лучше.
Несмотря на широкие двери, выход и вход на заднее трехместное сиденье затруднены. Это обстоятельство, как правило, толкуется в пользу некоего имиджа молодежной спортивности, хотя во всем мире это, скорее, признак «автомобиля для домохозяек» (дешевле и безопаснее при перевозке маленьких детей – не вывалятся). Салон комплектуют гобеленовыми анатомическими сиденьями с достаточным запасом по регулировкам в трех направлениях, обивка дверей дефектами не страдает, как и прочая периферия в салоне (хотя и начинают «аккомпанировать» уже после небольшого пробега). Среди досадных мелочей встречаются такие, как отсутствие подголовников для задних сидений и пепельницы, неудобство доступа к ремням безопасности передних сидений (слишком далеко сдвинута назад стойка кузова), высокое расположение кромки багажника. Запасное колесо расположено в нише багажника. Вместимость багажника увеличивается при сложенной спинке заднего сиденья (к сожалению, она не складывается по частям и не принимает до конца горизонтальное положение, что не позволяет перевозить действительно громоздкие предметы).
Машина оснащается рядными 4-цилиндровыми бензиновыми двигателями. Первоначально базовым двигателем на ВАЗ-2108 был взят 1,3-литровый 65-сильный (ВАЗ-2108) с четырехступенчатой коробкой передач. Его отличает, при правильном и своевременном техническом обслуживании, достаточная надежность. Он способен без проблем пройти 150 тыс. км (при условии не гоночного темперамента владельца). Единственное, с чем придется мириться, так это с частой заменой масляного фильтра и необходимостью обслуживания зажигания и регулировки клапанов только на СТО. Модификация ВАЗ-21083, выпускаемая с 1987 года, оснащается карбюраторным двигателем рабочим объемом 1,5л. ВАЗ-21083i – инжекторным двигателем рабочим объемом 1.5л. Несколько позже, для экспорта в некоторые страны, начали производство модификации ВАЗ-21081 с рядным 4-цилиндровыми бензиновым 1,1-литровым 53-сильным не слишком темпераментным двигателем. В 1996 году выпуск этой модификации завершили.
С 1994 года Волжский автозавод выпускал ВАЗ-2108-91 с РПД ВАЗ-415 объемом 1,3 литра, мощностью 140 л.с. при 6500 об/мин, но, конечно — ограниченными партиями.
На этом автомобиле впервые в модельном ряду ВАЗа была применена пятиступенчатая коробка передач, которая в дальнейшем стала устанавливаться на все модели семейства «Самара» (первый советский легковой автомобиль с пятиступенчатой КПП — Москвич-2141). Также эти автомобили впервые для российской автомобильной промышленности стали окрашиваться металлизированными эмалями в серийном производстве.
В 1990 году был проведен рестайлинг передней части, в результате которого «восьмерка» приобрела иную форму крыльев и избавилась от пресловутого «клюва». На рынке версии с отдельным «клювом» в передке и «коротким крылом» (до 1991 года выпуска) уступают место моделям ВАЗ-21083 с «длинным крылом». Достаточно много предложений о продаже ВАЗ-21081 и ВАЗ-21083 с велюровым салоном и более удобной панелью «люкс» с тахометром и маршрутным компьютером (стандарт для седанов ВАЗ-21099 и версий с инжекторными двигателями), которые также устанавливают на автомобили, побывавшие в аварии (чтобы подороже спихнуть). В свое время неудачный дизайн «клюва» вызвал к жизни целую прослойку мелких фирм и фирмочек, которые пытались выпускать различные накладные детали оформления, менявшие неудачную внешность «восьмерки».
Существует еще ряд моделей, которые по своим характеристикам не отличаются от базовых моделей, но из за разницы в расположении узлов и агрегатов получили собственные индексы. Экспортные варианты, выпускаемые для Великобритании – ВАЗ-21086, ВАЗ-21087, ВАЗ-21088. Это аналоги соответственно моделей ВАЗ-2108, ВАЗ-21081, ВАЗ-21083, но с правосторонним расположением рулевой колонки. Соответственно изменено расположение педалей управления и вакуумного усилителя тормозов. Изменен алгоритм движения дворников ветрового стекла. Они двигаются слева направо, что обусловлено ‘зеркальным’ механизмом привода дворников.
По объявлениям изредка встречаются кабриолеты западного производства с инжекторными двигателями (Natasna, Bohemia Cabrio). Иногда предлагают модели с правым рулем из Великобритании (такие машины носят заводские индексы: 21086 с двигателем 1,3 л; 21087 – 1,1 л; 21088- 1,5 л). Попадается также двухместный фургон ВАЗ-2108Ф (ВАЗ-1706) Челнок (название говорит само за себя) с высокой пластиковой крышей (общая высота 1900 мм) и грузовым отсеком объемом в 2,2 куб.м. Его грузоподъемность 450 кг, а погрузочная высота за счет оригинальной конструкции задней двери понижена до 550 мм.
Сейчас можно выбрать варианты с различными панелями приборов («высокая» или «низкая»), с системой впрыска топлива и различным дополнительным оборудованием. Последняя новинка – устанавливаемая на заводе на часть выпуска системы защиты автомобиля от угона. Этот, в целом удачный автомобиль, даже после более 15 лет выпуска остается популярным у покупателей, в основном благодаря низкой цене, хорошим ездовым свойствам и доступности ремонта.
В 1998 году на базе моделей 21083 и 21213 был разработан внедорожник ВАЗ-210834 Лада Тарзан, в 2000 году ВАЗ-210832 Спутник / Cамара.
С 2001 г. была принята новая программа комплектации моделей: варианты исполнения для автомобилей с карбюраторным двигателем: «стандарт» (ВАЗ-21083-00), «норма» (ВАЗ-21083-01) и «люкс» (ВАЗ-21083-02). В модельном ряду АО «АВТОВАЗ» 2001-2002 гг. представлены модификации ВАЗ-21083 с карбюраторным и впрысковым двигателями.
Устройство автомобиля ВАЗ-2108
Модификации ВАЗ-2108
-
ВАЗ-2108-91 – внешне полностью идентична ВАЗ-2108, но с двухсекционным РПД ВАЗ – 415 мощностью 140 л.с. объемом 1300 см3.
-
ВАЗ-21081 внешне полностью идентична ВАЗ-2108, установлен двигатель объемом 1100 см3. Модель в основном поставлялась на экспорт.
-
ВАЗ-21083 внешне полностью идентична ВАЗ-2108, установлен карбюраторный двигатель объемом 1500 см3.
С 2001 г. была принята новая программа комплектации моделей. В результате модель ВАЗ-21083 получила удлиненные индексы, в зависимости от комплектации:
- ВАЗ-21083-00 – комплектация «стандарт»
- ВАЗ-21083-01 – комплектация «норма»
- ВАЗ-21083-02 – комплектация «люкс»
Первая серийная инжекторная модель ВАЗ-21083 имела индекс ВАЗ-21083-20 и была выпущена в 1994 году. С 2001 г. была принята новая программа комплектации моделей, в результате чего комплектации модели ВАЗ-21083-20 присвоили наименование «стандарт».
Полный список модификаций легковых ВАЗ-21083 с инжектором:
- ВАЗ-21083-20 – комплектация «стандарт»
- ВАЗ-21083-21 – комплектация «норма»
- ВАЗ-21083-22 – комплектация «люкс»
- ВАЗ-210834 - В 1998 году на базе моделей 21083 и 21213 был разработан внедорожник ВАЗ-210834 с двигателем 21213 и Лада Тарзан с двигателем 21231
- ВАЗ-21084 – внешне полностью идентична ВАЗ-2108, установлен двигатель объемом 1600 см3. Представляет собой мотор ВАЗ-21083 с увеличенным по высоте на 1,2 мм блоком, несколько измененной головкой и новым коленвалом и распредвалом. Поршень диаметром 82 мм, обрезанный по высоте на 1,8 мм, здесь будет иметь ход 74,8 мм. Выпускалась мелкими сериями в условиях опытно-промышленного производства.
- ВАЗ-21085 – идентична ВАЗ-2108, но с 16-ти клапанным инжекторным двигателем объемом 1500 см3 мощностью 93 л.с..
- ВАЗ-21086 – представляет собой модель ВАЗ-2108 с правым расположением рулевого колеса.
- ВАЗ-21087 – представляет собой модель ВАЗ-21081 с правым расположением рулевого колеса.
- ВАЗ-21088 – представляет собой модель ВАЗ-21083 с правым расположением рулевого колеса.
- ВАЗ-21089 – внешне полностью идентична ВАЗ-2108, но с двухсекционным РПД ВАЗ – 414 мощностью 120 л.с. Выпускалась мелкими партиями до появления нового РПД ВАЗ – 415. Затем на смену пришла модель ВАЗ-2108-91.
По объявлениям изредка встречаются кабриолеты западного производства с инжекторными двигателями (Natasna, Bohemia Cabrio).
ВАЗ-2108 CABRIO
Технические характеристики ВАЗ-2108
Модель
|
ВАЗ – 2108
|
ВАЗ -21083
|
ВАЗ-21081
|
ВАЗ-21083-20
|
Общие данные
|
||||
Число мест, включая водителя
Масса перевозимого груза, кг: при одном пассажире при четырех пассажирах Допустимая масса прицепа без тормозов/ с тормозами, кг |
5
275 50 500/750 |
|||
Снаряженная масса, кг |
900
|
920
|
900
|
915
|
Габаритные размеры (длина х ширина х высота), мм |
4006x1620x1402
|
|||
Радиус поворота по колее внешнего колеса, м |
5,2
|
|||
Максимальная скорость, км/ч |
148
|
156
|
140
|
156
|
Время разгона с места до 100 км/ч с водителем и пассажиром, сек |
16
|
13
|
17
|
12,5
|
Тормозной путь со скорости 80 км/ч, м:
при использовании рабочей тормозной системы при использовании запасной тормозной системы (один контур) Выбег со скорости 50 км/ч, м Максимальный преодолеваемый подъем, % |
38 85 500 36 |
|||
Условный расход топлива, л/100 км:
при постоянной скорости 90 км/ч при постоянной скорости 120 км/ч городской цикл |
5,7 7,8 8,6 |
5,9 8,0 8,6 |
5,7 7,9 8,2 |
5,7 7,7 8,0 |
Двигатель
|
||||
Модель |
2108
|
21083
|
21081
|
2111-80
|
Тип |
Четырехцилиндровый бензиновый рядный
|
|||
Порядок работы цилиндров |
1-3-4-2
|
|||
Система питания |
Карбюратор ДААЗ типа «Солекс»
|
Распределенный впрыск
|
||
Диаметр цилиндра х ход поршня, мм
Рабочий объем, см3 Степень сжатия Номинальная мощность, кВт (л.с.)/ частота вращения, мин Крутящий момент, Н-м/ частота вращения, мин |
76×71
1295 9,9 47,5 (64,6)/ 5600 94,8/3400 |
82×71
1499 9,9 52,6 (71,5)/5600 106,4/3400 |
76 х 60,6
1100 9,0 38,9 (52,9)/5600 77,9/4000 |
82×71
1499 9,8 55,9 (76,0)/ 5600 118,0/2800 |
Трансмиссия
|
||||
Сцепление
Привод выключения сцепления Коробка передач Привод передних колес |
Однодисковое сухое с центральной нажимной пружиной
Тросовый беззазорный Механическая 4- или 5-ступенчатая с синхронизаторами на всех передачах переднего хода, совмещена в одном картере с главной передачей и дифференциалом Двумя полуосями с наружными и внутренними шарнирами равных угловых скоростей |
|||
Ходовая часть
|
||||
Передняя подвеска
Задняя подвеска Колеса Размер обода Шины Размер шин Рулевое управление Рулевой механизм Рулевой привод Рабочая тормозная система Передний тормозной механизм Задний тормозной механизм Стояночный тормоз |
Независимая с телескопическими гидравлическими амортизаторными стойками, витыми цилиндрическими пружинами, нижними поперечными рычагами с растяжками и стабилизатором поперечной устойчивости
Полунезависимая с витыми цилиндрическими пружинами, гидравлическими амортизаторам и продольными рычагами, упруго соединенными поперечной балкой Дисковые штампованные 4 1/2 J-13, 4 1/2 J-13H2 или 5J-13H2 Радиальные бескамерные 155/80R13, 165/70R13 или 175/70R13 Травмобезопасное Типа шестерня-рейка Две тяги с резинометаллическими шарнирами со стороны рулевого механизма и шаровыми шарнирами со стороны поворотных рычагов С гидравлическим приводом, двухконтурная диагональная с вакуумным усилителем и регулятором давления Дисковый с подвижным суппортом и автоматической регулировкой зазора между диском и колодками Барабанный с самоустанавливающимися колодками и автоматической регулировкой зазора между колодками и барабаном Ручной с тросовым приводом на колодки тормозных механизмов задних колес |
|||
Электрооборудование
|
||||
Схема электрооборудования
Аккумуляторная батарея Генератор Стартер |
Однопроводная, отрицательный полюс источников питания соединен с «массой».
Номинальное напряжение 12В 6СТ-55А емкостью 55 А-ч 37.3701 переменного тока со встроенным выпрямителем на кремниевых диодах и с электронным регулятором напряжения. Ток отдачи 55А при 5000 мин 29.3708 дистанционного управления с электромагнитным включением и муфтой свободного хода |
|||
Кузов
|
||||
Модель
Тип |
ваз 2108 или ваз 21083
Хэтчбек, цельнометаллический несущий трехдверный |
Технические характеристики и комплектация: | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Модель |
21083
|
||||||
Вариант исполнения |
20
стандарт |
21
норма |
22
люкс |
||||
Тип кузова | хэтчбек | ||||||
Количество дверей | 3 | ||||||
Габаритные размеры, мм: | |||||||
длина | 4006 | ||||||
ширина | 1620 | ||||||
высота | 1400 | ||||||
Колёсная база, мм: | 2460 | ||||||
Колея передних/задних колёс, мм: | 1400/1370 | ||||||
Ведущие колёса | передние | ||||||
Двигатель | 2111 (8 кл.) | ||||||
Рабочий объем двигателя, куб. см | 1499 | ||||||
Макс.мощность, кВт (об/мин) | 56,4 (5400) | ||||||
Макс. крутящий момент, Нм (при об/мин) | 115,7 (2800) | ||||||
Система питания | распределённый впрыск | ||||||
Число передач в КП | пять | ||||||
Передаточное число глав, передачи | 3,7 | ||||||
Максимальная скорость, км/ч | 156 | ||||||
Время разгона с места до 100 км/ч, с. | 14 | ||||||
Расход топлива, л/100 км: | |||||||
смешанное движение | 7,3 | ||||||
загородное движение | 5,7 | ||||||
городское движение | 10,0 | ||||||
Размер шин | 165/70R13 или 175/70R13 | ||||||
Рулевое колесо | 2110 | ||||||
Панель приборов | 21083 | ||||||
Коврики | ворсированные | ||||||
Электрообогреватель заднего стекла | + | + | + | ||||
Электростеклоподъемники передней двери | - | - | - | ||||
Электроблокировка замков дверей | + | + | + | ||||
Бортовая система контроля | + | + | + | ||||
Иммобилизатор | + | + | + | ||||
Бамперы | энергопоглащающие | ||||||
Фароочиститель | - | - | + | ||||
Плафон индивидуальной подсветки | + | + | + | ||||
Противотуманные фары | + | + | + | ||||
Наружные зеркала | левое/правое | ||||||
Обогрев передних сидений | - | - | - | ||||
Обивка сидений | твид | твид с карм. | твид с карм. | ||||
|